Человек, решивший приобрести лодочный мотор, сталкивается с вопросом о том, какой же агрегат лучше купить? Ведь на отечественном рынке представлен огромный ассортимент моторов всевозможного класса и разнообразных компаний-производителей. В ходе выбора необходимого аппарата главное — не запутаться в широком сегменте подобной продукции.
Стоит подробно ознакомиться с характеристиками предложенных моторов, грамотно оценив все их возможности для предстоящего эксплуатирования. Ведь от разумного подхода при покупке необходимого мотора будет зависеть надежность и экономичность при работе устройства. Обязательным правилом при приобретении агрегата является полное ознакомление с его паспортными характеристиками, данными судна, на которое будет обустраиваться двигатель, просчет транцевых параметров. А, сопоставив все данные с характеристиками мотора, можно приступать к выбору подходящего агрегата.
Виды лодочных моторов
Все подвесные лодочные двигатели различаются по некоторым особенностям. При необходимости приобретения агрегата, который бы обеспечил долгие вояжи по воде, несомненно, нужно выбрать бензиновый силовой аппарат, так как он может дать гарантию на полную надёжность.
- Подвесной лодочный мотор с двигателем бензинового типа, являющийся классическим образцом мотора и удовлетворяющий в своем ассортименте все запросы потребителя. В свою очередь агрегаты бензинового типа делятся на:
- двухтактные компактные силовые устройства. Удобные при транспортировке, не прихотливые к сервису и топливу, имеющие небольшие весовые параметры. Рабочий прогон состоит из пары тактов, функция смазывания — комбинированная. Имеют высокую удельную интенсивность.
- четырехтактные, имеющие более высокий потенциал в работоспособности и долговечности. Более тихий в работе в сравнении с двухтактными устройствами, имея более высокие показатели веса. Агрегаты с рабочим прогоном в 4 такта четко функционируют на холостых оборотах, расходуя топлива на 25% меньше за счет пропорционального распределения энергии внутреннего сгорания. Смазочная функция — раздельная. В случае бензиновых двигателей нужно обратить внимание на характеристики лодки, на которую будет происходить установка.
2. Подвесной лодочный агрегат с электрическим мотором, питающимся от аккумуляторной батареи. Однако, кроме него необходимо приобретать недешевый аккумулятор и зарядное устройство.
3. Водометный подвесной лодочный двигатель, созданный на базе двигателей внутреннего сгорания двухтактного и четырехтактного типа. Разработаны специально для передвижения по мелким водоемам. Считаются наиболее безопасными и надежными для любителей поплавать рядом с имеющейся лодкой и для поклонников водного лыжного спорта.
Лучшие компании-производители лодочных двигателей
Лидерами по выпуску лодочных моторов конечно же являются компании-производители из Европы и Америки. Также есть предложения от азиатских производителей. Там тоже бывают качественные модели. А если возникшая диллема о том, какой же все-таки фирмы лучше приобрести агрегат, ставит в тупик, то на сегодняшний день существует ранжировка самых лучших изготовителей, лидерами которой являются:
- YAMAHA. Популярнейший концерн, предлагающий потребителю карбюрационные моторы и двигатели с инжекторной подачей топлива четырех и двухтактного типа. Сегмент продукции компании представлен широким спектром интенсивности агрегатов от 3 до 300 лошадиных сил. Главная изюминка, которую представляет данный производитель — это функция прямолинейного впрыска при уровне с повышенным давлением.
- EVINRUDE. Раритетный производитель двигателей представляет мировому рынку агрегаты, исполненные с применением инновационных технологий, которые показывают при своем эксплуатировании достойное качество и надежность. Ассортимент товаров представлен устройствами интенсивностью от 10 до 350 лошадок разнообразных видов, имеющих лишь одно несовершенство — слишком высокую цену.
- HONDA. Концерн, представляющий потребителю лодочные двигатели уже не первый десяток лет. Особенностью устройств от этой фирмы является их исполнение в виде четырехтактного рабочего цикла. Шагая на порядок дальше от своих конкурентов, компания предлагает широкий ассортимент силовых агрегатов от 2 до 250 лошадиных сил мощностью.
- MERCURY MARINE. Самый популярный производитель моторов, выпускающий устройства разнотактного типа рабочего цикла. Оба варианта исполнения двигателя имеют интенсивность работы от 7,5 до 300 лошадиных сил и солидное реноме надежных, качественных и долгосрочных устройств.
Многие покупатели загоняют себя в тупик при выборе, какой же все-таки приобрести агрегат: зарубежный или российский? Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки. А самая первая ошибка неопытного покупателя обычно заключается не в выборе производителя, а в неграмотном подборе мотора, который не будет соответствовать необходимой мощности. В итоге, эксплуатируясь в повышенном режиме интенсивности, аппарат достаточно скоро выйдет из строя. Однако, представленные в нашей статье недорогие лодочные моторы, заслуживают к себе внимания и доверия.
Самые недорогие лодочные моторы до 5 л.с. (до 20 тыс. рублей)
Установка мотора данной мощности возможна на небольшие лодки. Плавсредство с таким двигателем не подлежит регистрации в ГИМС, и для управления им не требуется водительское удостоверение.
TOYAMA TA 3.5
Лодочный мотор TOYAMA TA 3.5, созданный на известном заводе Parsun, является мощным двигателем средней мощности и входит в число самых востребованных моделей в морской индустрии. Разработанный с изобретательностью, этот двигатель отличается универсальностью и совместим как с надувными лодками с подвесным транцем, так и с лодками со встроенным транцем.
Двухтактный двигатель может похвастаться замечательным крутящим моментом в 9000 оборотов в минуту и внушительным рабочим объемом в 60,2 кубических сантиметра, что дает впечатляющую мощность в 3,5 лошадиных сил. Наличие центробежного сцепления и системы руля значительно упрощает управление мотором, обеспечивая беспроблемную эксплуатацию.
Средняя цена: 12 470 руб.
Мотор лодочный TOYAMA TA 3.5 (2 такта, 3.5 л. с, 8.1 кг) Достоинства:
- Подходит как для надувных лодок с подвесными транцами, так и для лодок со встроенными транцами.
- Мощная производительность.
- Удобное управление.
- Легкая конструкция.
- Много положительных отзывов.
Недостатки:
- Не обнаружены.
ПУЛЯ М3.5
Проверенная годами конструкция, специально разработанная под климатические условия РФ. Ей не страшны ветер, мороз, дождь. Модель оснащена встроенным топливным баком на 1,3 л, имеет систему зажигания CDI, двигатель мощностью 2500 Вт с рабочим объемом 49 куб/см. В качестве смазки подойдёт бензин с маслом в пропорции 50:1. Габаритные размеры товара: 36,5/22/92 см. Управление интуитивно понятное, передачи переключаются вперёд. Дополнительные сведения: диаметр/ход поршня – 44 на 33 мм; передаточное число – 2,08 (27 на 13); гребной винт – 3-7 1/4 дюйма на 5 дюймов.
Средняя цена: 18 715 руб.
ПУЛЯ М3.5 Достоинства:
- Не глохнет, работает в любых погодных условиях, как на речке, так и на озере;
- Привлекательный внешний вид;
- Хорошая тяга;
- Экономичный расход горючего;
- Легкий;
- Удобный.
Недостатки:
- Не выявлены.
Huter GBM-35
Данная модель укомплектована винтом с тремя лопастями и инструкцией по эксплуатации. Номинальная мощность товара – 2500 Вт, рабочий объем – 58 куб/см. Бак горючего рассчитан на 1,1 л жидкости. Возможна настройка угла наклона двигателя. Дополнительная информация: редуктор – 2,08:1.
Средняя цена: 17 020 руб.
Huter GBM-35 Достоинства:
- Легкий;
- Интуитивно понятный запуск;
- Регулировка угла установки простая;
- Компактный.
Недостатки:
- Хрупкий корпус.
Лучшие лодочные моторы до 5 л.с. в среднем ценовом сегменте (от 20 до 50 тыс. рублей)
TOYAMA T2.6CBMS
Что отличает Toyama в сфере лодочных моторов, так это тщательный отбор компонентов. Оригинальные детали поставляются от известных производителей из Японии, США, Великобритании, Германии, Канады и Швеции. Примечательна взаимозаменяемость деталей, созданных на основе известных японских брендов YAMAHA и TOHATSU. Это не только гарантирует подлинность, но и облегчает обслуживание для пользователей.
Toyama T2.6CBMS получил международное признание: он используется в проектах Организации Объединенных Наций в Африке, на спасательных судах в Норвегии, в британском флоте, в индонезийских вооруженных силах и в ВВС США. Способность двигателя работать в агрессивной среде объясняется его изготовлением из морского алюминиевого сплава, что делает его устойчивым к коррозии и суровым морским условиям эксплуатации.
Средняя цена: 23 870 руб.
Мотор лодочный TOYAMA T2.6CBMS (2.6 л. с, 9.8 кг) Достоинства:
- Оригинальные компоненты от авторитетных мировых производителей
- Взаимозаменяемость деталей на основе известных японских брендов YAMAHA и TOHATSU
- Заслуживает доверия на мировом рынке благодаря использованию в различных проектах
- Конструкция из алюминиевого сплава морского класса обеспечивает устойчивость к коррозии
- Подходит для работы в агрессивной морской среде
Недостатки:
- Не обнаружены
HDX R series T 3.6 СBMS
Уже более десяти лет HDX занимает лидирующие позиции на конкурентном рынке подвесных лодочных моторов. Лодочные моторы HDX R Series T 3.6 CBMS являются подтверждением их стремления к развитию и качеству. Сегодня компания с гордостью занимает лидирующие позиции в России, как по объему продаж моторов, так и по исключительному качеству своей продукции.
Модельный ряд двигателей HDX продолжает расширяться, ежегодно появляются новые модели и конфигурации. При этом команда HDX внимательно следит за рынком, потребностями дилеров и клиентов, постоянно предлагая актуальные продукты и привлекательные цены.
Средняя цена: 47 025 руб.
Лодочный мотор 2-х тактный HDX R series T 3.6 СBMS Достоинства:
- Гарантия 3 года.
- Оптимальный вес и мощность.
- Превосходная защита от коррозии.
- Система снижения вибрации.
- Зажигание CDI.
- Перед запуском в серийное производство каждый двигатель HDX проходит тщательное 500-часовое испытание в режиме непрерывной работы или 21 день безостановочного тестирования.
- Материалы премиум-класса
Недостатки:
- Не выявлены
Hangkai 4
Оснащенный системой ручного запуска, лодочный мотор Hangkai 4 легко заводится и работает. Рекомендуемый размер гребного винта 4,5″-7,0″ и рекомендованное неэтилированное топливо 92+ обеспечивают оптимальную производительность и долговечность. Мотор также может похвастаться эффективным соотношением топливной смеси 1:50 (1 литр бензина к 20 миллилитрам масла) и 1:25 в период обкатки (1 литр бензина к 40 миллилитрам масла).
Средняя цена: 42 475 руб.
Лодочный мотор Hangkai 4 л. с. Достоинства:
- Высокая мощность 4,0 л.с. для эффективной навигации по воде.
- Компактные размеры и легкая конструкция для простоты установки и использования.
- Надежные системы управления Rumpel и зажигания CDI обеспечивают безопасность.
- Система ручного запуска для легкого запуска и работы.
- Оптимальные соотношения топливной смеси для экономии топлива и долговечности двигателя.
- Небольшой вес 17,0 кг, что облегчает транспортировку и хранение.
Недостатки:
- Подходит только для небольших лодок.
- Ручной запуск.
- Требует более частой дозаправки во время длительных путешествий.
Лучшие лодочные моторы до 5 л.с. в премиальном сегменте (от 50 тыс. рублей)
HDX T 3.6 СBMS R-Series
HDX T 3.6 CBMS R-Series — это бензиновое чудо, оснащенное мощным двигателем в 3,6 лошадиных сил, который обеспечивает плавное и уверенное движение по любым водным просторам. Его 381-миллиметровый транец обеспечивает устойчивость и контроль, что делает его надежным спутником как для опытных моряков, так и для начинающих энтузиастов.
Средняя цена: 51 730 руб.
Лодочный мотор 2-х тактный HDX T 3.6 СBMS R-Series Достоинства:
- Инновационный дизайн пропеллера.
- Благодаря тщательному проектированию и оптимизации вес мотора был снижен на 1 килограмм.
- Механизм управления рулем обеспечивает точное управление.
- Топливная экономичность.
- Много положительных отзывов.
Недостатки:
- Не обнаружены.
Tohatsu M3.5A2S
Благодаря карбюраторной топливной системе и системе зажигания CDI этот подвесной мотор обеспечивает отзывчивую и надежную работу. Смазке движущихся частей способствует предварительно смешанная смесь бензина и масла, а водяное охлаждение поддерживает оптимальную температуру двигателя. Выброс выхлопных газов эффективно управляется через гребной винт, способствуя более чистому и тихому плаванию на лодке.
Средняя цена: 88 595 руб.
Лодочный мотор Tohatsu M3.5A2S Достоинства:
- Ручной запуск обеспечивает простоту запуска двигателя.
- Система петлевого всасывания топлива способствует равномерной работе двигателя и топливной экономичности.
- Цифровая система зажигания (CDI).
- Легкая конструкция обеспечивает удобство транспортировки.
- Вращение руля на 360°.
- Изготовлена из коррозионностойкого алюминиевого сплава для длительного использования.
- Цинковое покрытие.
- Оснащен страховочным тросом для аварийного отключения двигателя.
Недостатки:
- Одноступенчатая трансмиссия.
- Только запуск с помощью троса.
Honda BF2.3DH SCHU
Движок от именитого производителя отличается от других представителей данного рейтинга большей степенью надежности и экономичности, качеством используемых материалов и, как следствие, ценой. Расход топлива составляет 0,7 л/ч, объем бака – 1 л. Конструкция двигателя предполагает ручной подъем, имеется возможность регулировки угла наклона.
Средняя цена: 136 760 руб.
Honda BF2.3DH SCHU Достоинства:
- Экономичность;
- Система воздушного охлаждения;
- Качественная сборка;
- В комплекте набор инструментов;
- Наличие индикатора давления масла.
Недостатки:
- Нет.
Самые недорогие бензиновые лодочные моторы мощностью от 5 до 10 л.с. (до 100 тыс. рублей)
Sea-Pro T 9.8S
Sea-Pro T 9.8S New управляется с помощью рукоятки румпеля и имеет функцию ручного запуска. Мотор имеет три передачи — вперед, нейтральную и задний ход, а также специальный режим для навигации по мелководью. Рассчитанный на стандартную высоту транца 381 миллиметр, он оснащен внешним 12-литровым топливным баком.
Средняя цена: 73 825 руб.
Подвесной лодочный мотор Sea-Pro T 9.8S Достоинства:
- Тщательно выполненная копия Tohatsu M 9.8, обеспечивающая высочайшую производительность.
- Многочисленные эксплуатационные испытания.
- Ручка румпеля и ручной запуск обеспечивают точное управление, а три передачи — гибкость в навигации.
- Возможность работы на мелководье.
- 12-литровый внешний топливный бак обеспечивает длительное использование без частой дозаправки.
Недостатки:
- Не обнаружены.
HDX T 5 BMS
Габаритный и самый тяжелый движок в данной категории. Топливный бак имеет объем 1,5 литра, и расход бензина составляет 2,6 л/ч. В остальном особенности конструкции идентичны предыдущим вариантам.
Средняя цена: 68 805 руб.
HDX T 5 BMS Достоинства:
- Прост в эксплуатации;
- Заводится в любую погоду;
- Качественная сборка;
- Достаточно тихий.
Недостатки:
- Тяжеловат.
Toyama T5BMS
Техника размером 34,3/101,4/70 см станет настоящим помощником на водной глади. Качественный винт диаметром 7,8 дюймов с шагом 8 дюймов имеет три лопасти, которые хорошо загребают воду и позволяют передвигаться даже по мелководью. К иным особенностям модели можно отнести возможность регулировки угла наклона мотора, наличие электронной системы зажигания, 3 положения переключения передачи, собственный топливный бак на 2,7 л.
Дополнительная информация:
- гарантия на товар 2 года;
- средний расход топлива – 2,6 л/ч;
- рабочий объем двигателя – 102 куб.см. (мощность 3680 Вт);
- редуктор – 2,15:1;
- диаметр цилиндра – 55 мм;
- ход поршня – 43 мм.
Средняя цена: 67 600 руб.
Toyama T5BMS Достоинства:
- Вместительный бак;
- Хорошая сборка;
- Проходимость;
- Простота управления;
- Возможности.
Недостатки:
- Не выявлены.
Лучшие бензиновые лодочные моторы мощностью от 5 до 10 л.с. в среднем ценовом сегменте (от 100 до 200 тыс. рублей)
PROMAX SP9.9FHS S-PRO
PROMAX SP9.9FHS S-PRO разработан для удовлетворения потребностей рыболовов и поклонников водного отдыха. Он также является отличным вариантом для торговых целей и работы в экстремальных условиях. Двигатель проходит тройной качественный контроль. На заводе главные компоненты (такие как коробка передач и блоки цилиндров) проверяются сжатым воздухом, перед отправкой каждый двигатель тестируется в воде не меньше 1 ч, а проверочные испытания проводятся на протяжении 500 ч. Двигатель изготовлен из морского сплава алюминия, который, будучи покрыт некоторым количеством слоев немецкой грунтовки и японскими и американскими ЛКМ, гарантирует отличную коррозионную стойкость. Ключевые компоненты и детали изготовлены из материалов с резервом прочности, к примеру, крыльчатка и ручной стартер. Улучшены охладительные системы, узлы гашения вибрации и шума.
Средняя цена: 149 800 руб.
Лодочный мотор PROMAX SP9.9FHS S-PRO Достоинства:
- Высокое качество, подтвержденное 5-летним гарантийным сроком
- Высокая мощность
- Долговечность
- Использование при изготовлении компонентов от ведущих мировых поставщиков
- Антикоррозийное покрытие и защита
- Соответствие международным качественным стандартам
- Продуманные системы защиты
- Простота использования
- Подходит для различных целей и условий эксплуатации
Недостатки:
- Не обнаружены
Mikatsu M9.9FHS 9.9
Сердце модели — надежный двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом 246 куб. см с системой управления рулем. Благодаря 3 передачам, проверке безопасности и защите от запуска при включенной передаче этот двигатель обеспечивает плавную и безопасную езду.
Средняя цена: 160 285 руб.
Лодочный мотор бензиновый двухтактный Mikatsu M9.9FHS 9.9 л. с. подвесной для лодки ПВХ Достоинства:
- Идеально подходит для лодок длиной от 3,5 до 4 метров.
- Система управления рулем для точной навигации.
- Низкий уровень вибрации для спокойного плавания.
- Цифровая система зажигания для быстрого и надежного запуска.
- Экономичный расход топлива благодаря фирменным карбюраторам Mikatsu.
- Прочная конструкция из сплава YDC-30 и анодов Martyr.
- Дополнительный GPS-трекер и розетка 12 В для расширения функциональности.
Недостатки:
- Не обнаружены.
Hidea HD9.9FHS PRO
Мощность Hidea HD9.9FHS PRO составляет 9,9 лошадиных сил, что делает его динамичной силой, с которой приходится считаться на воде. Двигатель объемом 326 кубических сантиметров, диаметр и ход цилиндра 55 x 43 миллиметра, а также система водяного охлаждения обеспечивают идеальный баланс мощности и температурного режима. Система зажигания CDI и ручной стартер гарантируют быстрый и эффективный запуск, а максимальное число оборотов составляет 4000.
Средняя цена: 165 730 руб.
Лодочный мотор Hidea HD9.9FHS PRO Достоинства:
- Эффективное потребление топлива.
- Компактный дизайн.
- Трехскоростная система управления (вперед, нейтраль и реверс) с механизмом управления румпелем обеспечивает удобство использования, позволяя точно маневрировать в любых условиях на воде.
- Надежность.
- Много положительных отзывов.
Недостатки:
- Отсутствие генератора.
HDX T 9.9 BMS
Двигатель мощностью 7300 Вт с рабочим объемом 246 куб.см, оснащен цилиндром диаметра 56 мм (ход поршня 50 мм). Внешний топливный бак номинальным объемом на 24 л. Подача горючего осуществляется через карбюратор. Редуктор – 2,08:1. Подъём двигателя ручной. Есть возможность регулировать наклон румпеля. Дополнительная информация: 3-х лопастный винт, гарантия 1 год.
Средняя цена: 126 225 руб.
HDX T 9.9 BMS Достоинства:
- Качество;
- Хорошая тяга;
- Срок годности;
- Точная копия «Yamaha 9.9»;
- Цена.
Недостатки:
- Тяжелый.
Лучшие бензиновые лодочные моторы мощностью от 5 до 10 л.с. в премиальном сегменте (от 200 тыс. рублей)
Parsun F 9.9 ABMS EFI PRO
Этот подвесной мотор, созданный с учетом требований долговечности, весит 52 кг и имеет прочную высоту транца 381 мм. Топливный бак объемом 24 литра обеспечивает длительное плавание, а экономичность 6,9 литра в час сводит к минимуму необходимость частой дозаправки. Гребной винт 3-9 1/4 «x 11» добавляет мотору эффективности и адаптивности.
Средняя цена: 237 505 руб.
Лодочный мотор Parsun F 9.9 ABMS EFI PRO (20 л. с.) Достоинства:
- Высокая мощность 9,9 л.с.
- Эффективный четырехтактный двигатель
- Удобное переключение передач F-N-D
- Прочная конструкция для долговечной работы
- 24-литровый топливный бак для длительных поездок
- Отличная топливная экономичность — 6,9 литров в час
Недостатки:
- Не обнаружены
SuzukiI DF6AS
Небольшое смещение коленчатого вала относительно центра цилиндра повышает эффективность работы двигателя, способствуя более плавной работе. Новая система подъема двигателя позволяет фиксировать рычаг привода на мелководье в различных положениях, оптимизируя работу на разной глубине. Модернизированная рукоятка снижает вибрацию, обеспечивая более комфортные и менее утомительные ощущения во время работы двигателя.
Средняя цена: 201 455 руб.
Лодочный мотор SuzukiI DF6AS Достоинства:
- Легкая конструкция для удобства перемещения.
- Усовершенствованная система смазки с масляным фильтром для повышения надежности.
- Инновационный механизм наклона для оптимальной работы на мелководье.
- Вибропоглощающая рукоятка для комфортного управления.
- Коррозионностойкое покрытие для долговечности в суровых морских условиях.
Недостатки:
- Небольшая мощность.
- Карбюраторная топливная система требует тщательного обслуживания.
- Гребной винт с фиксированным шагом ограничивает возможность настройки под конкретные нужды.
Mercury ME 9.9 M
Двухтактный двигатель, оборудованный внешним топливным баком на 12 литров бензина. Может работать, как на АИ-95, так и на АИ-92. Движок оборудован трехлопастным винтом, есть возможность установки различных винтов заводского производства.
Средняя цена: 266 310 руб.
Mercury ME 9.9 M Достоинства:
- Имеется ремкомплект;
- В комплекте – запасные свечи;
- Есть аварийный выключатель двигателя;
- Система охлаждения – водная.
Недостатки:
- Не выявлены.
Самые недорогие бензиновые лодочные моторы мощностью 10-20 л.с. (до 200 тыс. рублей)
MARLIN MP 9.9 AMHS PRO
Ручной подъем мотора и регулируемые углы наклона улучшают контроль пользователя, обеспечивая гибкость в различных водных условиях. Несмотря на отсутствие регулировки глубины погружения гребного винта, его возможности на мелководье делают его отличным выбором для навигации по мелководью. Трехлопастной гребной винт диаметром 9 1/4 дюйма и шагом 9 дюймов оснащен шлицевой ступицей для эффективной передачи мощности.
Средняя цена: 173 650 руб.
Лодочный мотор MARLIN MP 9.9 AMHS PRO Достоинства:
- Надежная и легкая конструкция
- Высококачественная конструкция с антикоррозийным покрытием
- Мощный двигатель в 20 лошадиных сил для универсального использования
- Регулируемая система крепления для точного угла наклона
- Соответствует стандартам качества ISO и CE
Недостатки:
- Не обнаружены
TOYAMA F20ABMS
Универсальность — главная изюминка этого подвесного мотора. Благодаря пяти положениям для регулировки угла дифферента и двум положениям для работы на мелководье, F20ABMS адаптируется к различным условиям плавания. Кроме того, он оснащен 12-вольтовым выходом (DC) для подключения навигационных огней, эхолотов или зарядки электронных устройств в пути.
Средняя цена: 180 440 руб.
Мотор лодочный TOYAMA F20ABMS ( 4 такта, 20 л. с, 51,7 кг ) Достоинства:
- Оптимальное соотношение мощности и веса
- Инновационная система зажигания CDI для надежного запуска
- Прочный алюминиевый пропеллер
- Ручка руля для точного управления и безопасности
- Защита от запуска двигателя при включенной передаче
- Термостат в системе водяного охлаждения для поддержания стабильной температуры
- Удобный масляный щуп для легкой проверки уровня масла
- Несколько положений угла дифферента и работа на мелководье
- 12-вольтовый выход для подключения различных электрических аксессуаров
Недостатки:
- Относительно тяжелый — 52 кг
HDX T 20 BMS
Лодочный мотор HDX T 20 BMS — это высококлассный двухтактный двигатель средней мощности. Предназначенный для использования в самых сложных условиях, этот мотор органично сочетает в себе лучшее в удобстве, надежности и компактности. Его универсальность позволяет использовать его на различных лодках, обеспечивая удобство транспортировки и высокую эксплуатационную надежность. Двухтактные лодочные моторы HDX известны своей компактностью и надежностью. Благодаря простой конструкции эти моторы требуют минимального обслуживания. Благодаря легкости конструкции они подходят владельцам надувных лодок, которым часто приходится переносить лодочный мотор с места на место. Все эти качества делают двухтактные лодочные моторы HDX отличным выбором как для отдыха, так и для профессиональной деятельности на воде.
Средняя цена: 190 975 руб.
Лодочный мотор 2-х тактный HDX T 20 BMS Достоинства:
- Подходит для использования на различных типах лодок.
- Легкость транспортировки.
- Надежность.
- Простота конструкции мотора делает его нетребовательным в обслуживании.
- Компактный дизайн.
Недостатки:
- Небольшая мощность.
- Внешний топливный бак.
- Базовый механизм управления.
- Двухтактный двигатель.
Лучшие бензиновые лодочные моторы мощностью 10-20 л.с. в среднем ценовом сегменте (от 200 до 400 тыс. рублей)
PROMAX SP9.9FHS ENDURO
Если вы ищете надежный и качественный лодочный мотор, вам стоит обратить внимание на PROMAX SP9.9FHS ENDURO. Это продукт торговой марки из Тайваня, которая успешно работает не только на территории РФ, но и на глобальном рынке. На двигатель предоставляется 5-летняя гарантия, что говорит об уверенности изготовителя в его качестве и долговечности. Двигатель проходит тройной качественный контроль. На заводе — испытание основных компонентов (к примеру, коробки передач и блоков цилиндров сжатым воздухом), каждый двигатель в воде не меньше 1 ч перед отправкой и проверочный тест на протяжении 500 ч.
Двигатель изготовлен из морского сплава алюминия, покрытого некоторым количеством слоев немецкой грунтовки и японскими и американскими ЛКМ. Это гарантирует отличную коррозионную стойкость. Главные элементы и детали изготовлены из материалов с резервом прочности, к примеру, крыльчатка и ручной стартер. Также в данной модели улучшены охладительные системы, компоненты гашения вибрации и шума.
Средняя цена: 189 800 руб.
Лодочный мотор PROMAX SP9.9FHS ENDURO Достоинства:
- Гарантийный срок составляет 5 лет, что является признаком качества и надежности.
- Изготовлен из компонентов всемирно известных производителей, что обеспечивает высокую производительность и долговечность.
- Проходит тройной качественный контроль.
- Обладает высокой коррозионной стойкостью благодаря морскому сплаву алюминия и антикоррозийному покрытию.
- Улучшенные охладительные системы, компоненты гашения вибраций и шума.
- Оснащен различными функциями, облегчающими использование и управление двигателем, такими как система управления дроссельной заслонкой, ручной стартер, регулируемый фрикцион, система ДУ, режим «мелкая вода» и термостат.
- Соответствует международным качественным стандартам.
Недостатки:
- Не обнаружены.
Toyama F20AFWS
Когда речь заходит о высококачественных подвесных моторах, Toyama F20AFWS предстает перед нами как надежный и эффективный вариант, не уступающий японским аналогам. Это четырехтактное чудо оснащено функцией дистанционного управления, обеспечивающей удобство и простоту эксплуатации. Обладая мощным двигателем объемом 362 кубических сантиметра, этот мотор предлагает как ручной, так и автоматический запуск для большей гибкости.
Средняя цена: 222 970 руб.
Мотор лодочный Toyama F20AFWS, 4 такта, 20 л. с Достоинства:
- Дистанционное управление.
- Два варианта запуска.
- Три передачи.
- Аварийное отключение.
- Много положительных отзывов.
Недостатки:
- Не обнаружены.
Tohatsu M18E2 S
Tohatsu M18E2 S — это мощный двухтактный двухцилиндровый подвесной мотор мощностью 18 лошадиных сил. Спроектированный для легкого управления с помощью рукоятки румпеля, этот мотор имеет удобный интерфейс с двумя передачами — нейтральной, передней и задней. Цифровая система зажигания (CD) обеспечивает быстрый и надежный запуск, что делает его отличным выбором для любителей лодочного спорта.
Средняя цена: 269 790 руб.
Лодочный мотор Tohatsu M18E2 S Достоинства:
- Легкое управление.
- Быстрый старт.
- Бесшумная работа.
- Встроенный термостат стабилизирует температуру двигателя во время работы, предотвращая перегрев и повышая общую производительность.
- Высокая надежность.
- Устойчивость к коррозии.
Недостатки:
- Базовые характеристики.
MARLIN MP 9,9 AWRS PRO LINE FORCE
Marlin MP 9.9 (20) AWRS PROLINE FORCE — это выдающаяся серия профессиональных лодочных моторов, сочетающая в себе надежность, легкость конструкции и первоклассные характеристики. Созданный с точностью и удобством для пользователя, этот двухтактный подвесной мотор отличается высоким качеством изготовления и простотой эксплуатации. Продуманная система крепления мотора позволяет точно регулировать угол наклона, обеспечивая оптимальную скорость при минимальном расходе топлива.
Средняя цена: 290 565 руб.
Лодочный мотор MARLIN MP 9,9 AWRS PRO LINE FORCE Достоинства:
- Выдающееся качество сборки с японской точностью.
- Увеличенный срок службы, подходящий для интенсивного использования.
- Впечатляющая 5-летняя гарантия для дополнительного спокойствия.
- Использование высококачественных компонентов от известных брендов.
- Премиальные материалы обеспечивают долговечность и устойчивость к воздействию внешних факторов.
Недостатки:
- Относительно большой вес — 44 кг.
- Зависимость от электрического стартера.
- Внешний топливный бак утяжеляет конструкцию.
- Требуется периодическое обслуживание электрических компонентов.
- Высокая стоимость по сравнению с некоторыми конкурентами.
Лучшие бензиновые лодочные моторы мощностью 10-20 л.с. в премиальном сегменте (от 400 тыс. рублей)
Yamaha 30HMHS
Лодочный мотор Yamaha 30HMHS — свидетельство легендарной мощности среднего класса. Этот исключительный мотор оснащен системой ручного запуска, жидкостным механизмом охлаждения и внешним топливным баком объемом 24 литра. Обладая высокой мощностью по сравнению с компактным весом, простотой управления и способностью преодолевать мелководье, этот мотор обеспечит великолепный отдых любому любителю лодочного спорта.
Средняя цена: 465 290 руб.
Лодочный мотор Yamaha 30HMHS Достоинства:
- Высокое соотношение мощности и веса.
- Простота эксплуатации.
- Возможность работы на мелководье.
- Надежность и гарантия качества.
- Много положительных отзывов.
Недостатки:
- Не обнаружены.
Honda BF15DK2 SHU (BF15D3 SHU)
Четырехтактный лодочный движок работает на бензине марки АИ-93, топливный бак имеет вместимость 12 литров. Используемый винт – четырехлопастной. Подъем устройства предполагается вручную, есть возможность регулировать угол его наклона.
Средняя цена: 466 195 руб.
Honda BF15DK2 SHU (BF15D3 SHU) Достоинства:
- Экономичный агрегат;
- Достаточно тихий ход;
- Наличие системы водяного охлаждения;
- Легкий для заявленной мощности.
Недостатки:
- Существенных не выявлено.
Tohatsu M 25H Jet
Водометный мотор с электрическим стартером и тахометром, оснащен аварийным выключателем, возможностью регулировки наклона угла двигателя, генератором (ток 7 А), редуктором 1,92:1 и внешним топливным баком на 25 литров. Двигатель мощностью 18400 Вт и рабочим объемом 429 куб.см., расходует горючего 13 л/ч, может бесперебойно работать на мелководье. Топливо подается через карбюратор. Передача может принимать 3 положения. Дополнительная информация: диаметр цилиндра – 68 мм, ход поршня – 59 мм.
Средняя цена: 520 740 руб.
Tohatsu M 25H Jet Достоинства:
- Соотношение цены и качества;
- Функционал;
- Экономный;
- Высокая степень проходимости.
Недостатки:
- Тяжелый;
- Дорогой.
Лучшие 4-хтактные бензиновые лодочные моторы мощностью 20-40 л.с.
MIKATSU MF40FEL-T-EFI (P)
MIKATSU MF40FEL-T-EFI (P) — это мощный подвесной лодочный мотор, который предлагает исключительную производительность и надёжность. Он оснащён четырёхтактным бензиновым двигателем, который сочетает в себе мощность и экономичность. Этот мотор мощностью 40 лошадиных сил гарантирует, что ваше катание на лодке будет плавным и увлекательным. Его объём составляет 747 кубических сантиметров, а диаметр цилиндра и ход поршня равны 65 x 75 мм, что обеспечивает прочность и впечатляющие возможности.
Одной из выдающихся особенностей этого мотора является усовершенствованная система электронного впрыска топлива (EFI). Эта технология оптимизирует подачу топлива, обеспечивая максимальную мощность и экономию топлива. Независимо от того, на каких скоростях вы путешествуете или в каких условиях находитесь, система EFI гарантирует, что мотор будет работать бесперебойно. Система водяного охлаждения двигателя повышает его надёжность, поддерживая оптимальную рабочую температуру даже в сложных условиях.
Средняя цена: 534 900 руб.
4х-тактный лодочный мотор MIKATSU MF40FEL-T-EFI (P) Достоинства:
- Усовершенствованная система EFI для оптимальной топливной экономичности и мощности.
- Высококачественные материалы и японские компоненты для повышения долговечности.
- Пятислойное PPG-лакокрасочное покрытие для превосходной коррозионной стойкости.
- Электрическая система регулировки и наклона для точного управления.
- Дистанционное управление для простоты использования.
Недостатки:
- Не обнаружены.
HONDA BF20 SHSU
Этот мотор разработан для лодок длиной от 3,6 до 4,8 метра и обладает множеством впечатляющих характеристик. Мотор весит всего 46,8 кг, но при этом обеспечивает высокую мощность и производительность. Компания Honda известна своим вниманием к качеству, и это проявляется в каждой детали этого двигателя. Он работает бесшумно, надёжен и экономичен в плане расхода топлива.
Одной из особенностей Honda BF20 SHSU является мощная система зарядки. Этот двигатель имеет самую надёжную систему зарядки в своём классе, которая обеспечивает достаточное количество электроэнергии для питания всей бортовой электроники даже на низких оборотах. Вы можете быть уверены, что ваш эхолот, GPS и другие важные устройства будут работать бесперебойно, не беспокоясь о разрядке аккумулятора.
Средняя цена: 557 700 руб.
4х-тактный лодочный мотор HONDA BF20 SHSU Достоинства:
- Самый мощный и легкий 4-тактный двигатель в своем классе
- Электронное зажигание обеспечивает максимальную мощность
- Ручной / электрический стартер с автоматическим дросселем для легкого запуска
- Система Power-Tilt (SRTU) позволяет легко маневрировать на мелководье
- Много положительных отзывов
Недостатки:
- Более высокая стоимость по сравнению с некоторыми конкурентами
YAMAHA F40FETS
Это четырёхтактный мотор для обеспечения исключительной производительности и надёжности. Он оснащён двигателем мощностью 40 лошадиных сил, что делает его отличным выбором для различных видов катания на лодках. Одной из особенностей этой модели является электронная система впрыска топлива. Она обеспечивает эффективный расход топлива и плавную работу мотора. Независимо от того, совершаете ли вы круиз по озеру или путешествуете по прибрежным водам, Yamaha F40FETS гарантирует вам приятное и комфортное плавание.
В основе мотора лежит проверенный временем трёхцилиндровый четырёхтактный двигатель с верхним распределительным валом. Такая конструкция не только повышает долговечность двигателя, но и способствует его впечатляющей производительности. Электронная многоточечная система впрыска топлива работает в паре с автоматическим дроссельным клапаном, удлиненным впускным коллектором и 32-разрядным модулем управления. Все эти компоненты в совокупности повышают эффективность двигателя, обеспечивая лёгкий запуск, бесшумную работу и быстрое регулирование дроссельной заслонки.
Средняя цена: 655 400 руб.
4х-тактный лодочный мотор YAMAHA F40FETS Достоинства:
- Эффективная система впрыска топлива обеспечивает оптимальный расход топлива и плавную работу.
- Проверенный трехцилиндровый четырехтактный двигатель с верхним распределительным валом.
- Поставляется с пультом дистанционного управления и многофункциональным прибором управления.
- Система водяного охлаждения и CDI-зажигание для надежного запуска.
- Подходит для различных видов активного отдыха на лодке с 24-литровым топливным баком для длительных поездок.
Недостатки:
- Более высокая стоимость из-за передовых функций и технологий.
TOHATSU MFS 115 A WETUL EFI
Разработчики учли опыт предыдущих моделей MFS 40/50/60, MFS 9.9/15/20 и создали подвесной мотор, который унаследовал их лучшие качества. Он обладает высокой производительностью и динамичным дизайном. Благодаря своим изящным и утончённым деталям MFS 115 выделяется среди других моделей как лучший выбор для любителей катания на лодках, которые ценят мощность и экономичность.
Одной из особенностей MFS 115 является инновационная выхлопная система. Это первая в отрасли производительная система 4-2-1, которая обеспечивает непревзойденный крутящий момент во всём диапазоне оборотов. Что это означает для вас? Проще говоря, более высокий крутящий момент приводит к более быстрому ускорению и более высокой максимальной скорости. Кроме того, при меньшем сопротивлении вы можете наслаждаться плавным и эффективным катанием на лодке, независимо от того, совершаете ли вы неспешный круиз или доводите лодку до предела.
Средняя цена: 1 322 400 руб.
4х-тактный лодочный мотор TOHATSU MFS 115 A WETUL EFI Достоинства:
- Выхлопная система 4-2-1 обеспечивает непревзойденный крутящий момент и ускорение.
- Электрический запуск и гидравлический наклон облегчают эксплуатацию.
- Система промывки пресной водой упрощает текущий уход.
- Генератор мощностью 41 ампер обеспечивает достаточную мощность для любых электрических нужд.
- Подходит для различных типов лодок с высотой транца 644 мм.
Недостатки:
- Высокая цена.
SUZUKI DF100BTX
Этот мотор был представлен на престижной выставке лодок в Генуе и предназначен для среднего сегмента рынка. Он предлагает любителям лодок мощный и лёгкий вариант. Давайте рассмотрим, что делает DF100BTX особенным. Прежде всего, Suzuki удалось снизить вес мотора без ущерба для его производительности. Вес DF100BTX составляет всего 156 кг, что на 25 кг меньше, чем у предыдущей модели DF100A, и на 6 кг меньше, чем у ближайшего конкурента. Такое значительное снижение веса делает этот мотор идеальным выбором для широкого спектра лодок. Он обеспечивает лучшую топливную экономичность и упрощает управление. Suzuki достигла этого, используя свой опыт в создании компактных и эффективных четырёхтактных двигателей.
Под капотом DF100BTX находится мощный двигатель объёмом 1502 куб. см, такой же надёжный, как у моделей DF70A, DF80A и DF90A. Этот двигатель известен своей долговечностью и бесперебойной работой. Но Suzuki не остановилась на достигнутом. Они усовершенствовали DF100BTX, добавив улучшенные характеристики ECM и топливный фильтр, который определяет наличие воды. Этот фильтр является важным дополнением, поскольку он предупреждает водителя о воде в топливе, защищая двигатель от возможных повреждений.
Средняя цена: 1 310 900 руб.
4x-тактный лодочный мотор SUZUKI DF100BTX Достоинства:
- При весе 156 кг он значительно легче своего предшественника и конкурентов.
- Двигатель объемом 1502 куб.см обеспечивает надежную работу.
- Топливный фильтр, определяющий наличие воды, защищает двигатель.
- Гладкая черная отделка со стильной 3D эмблемой.
- Впрыск топлива обеспечивает оптимальное расходование топлива.
- Электрический стартер для беспроблемного зажигания.
Недостатки:
- Высокая стоимость.
Самые недорогие электрические лодочные моторы (до 20 тыс. рублей)
HANGKAI ET45L
В основе ET45L лежит надежный набор технических характеристик, которые определяют его превосходство. Тяга 22 кг, номинальное напряжение/ток 12В/46А и выходная мощность 552 Вт — этот мотор обеспечивает динамичное и отзывчивое управление лодкой. 5 скоростей вперед и 2 назад в сочетании с максимальной скоростью 8 км/ч обеспечивают универсальность для различных водных условий. Система управления рулем добавляет точности в маневрировании, а рекомендуемый аккумулятор 12V/120AH обеспечивает длительную работу.
Средняя цена: 17 525 руб.
Мотор лодочный электрический ET45L HANGKAI 12V 45LBS (аккумулятор в комплект не входит) Достоинства:
- Мощная производительность.
- Благодаря 5 скоростям вперед и 2 скоростям назад, этот мотор адаптируется к различным сценариям плавания.
- Удобное управление.
- Компактность и легкость.
- Много положительных отзывов.
Недостатки:
- Не обнаружены.
HDX 32L
Двигатель мощностью 380 Вт предназначен для лодки длиной 450 см и весом 650 кг (при полной нагрузке) для передвижения по пресной воде. Он оснащен 8 скоростями: 5 передних, 3 задних, индикатором заряда аккумулятора, регулятором угла наклона, телескопическим румпелем, винтом с 2-мя лопастями и ручной системой подъема. Дополнительная информация: длина дейдвуда – 750 мм, гарантия – 1 год.
Средняя цена: 14 840 руб.
HDX 32L Достоинства:
- Тихий;
- Легкий;
- Экономичный;
- Гарантия годовая.
Недостатки:
- Отсутствие индикатора заряда батареи.
Greenworks G40TM55
Устройство с винтом на 3 лопасти, оборудовано индикатором заряда аккумулятора, 8-мю скоростями (5 вперёд, 3 назад) с возможностью регулировки угла наклона двигателя и заглубления винта. Благодаря этому мотору, можно передвигать по мелководью. подъем – ручной.
Средняя цена: 19 500 руб.
Greenworks G40TM55 Достоинства:
- Высокая проходимость;
- Качество сборки;
- Функционал.
Недостатки:
- Аккумулятор и зарядное устройство в набор поставки не входит.
Лучшие электрические лодочные моторы в среднем ценовом сегменте (от 20 до 50 тыс. рублей)
CONDOR NRS-62X
Сила тяги этого электрического лодочного мотора составляет впечатляющие 24,8 кг, и все это в легкой конструкции с весом мотора всего 7,5 кг. Он предназначен для лодок с максимальным весом 1150 кг и длиной ноги 92 см. Маневрируйте без усилий благодаря 5 скоростям вперед и 3 скоростям назад, достигая максимальной скорости 14,5 км/ч.
Средняя цена: 33 915 руб.
Лодочный мотор электрический CONDOR NRS-62X 1,01 л. с. Достоинства:
- Мощный двигатель 1,01 л.с.
- Легкий и удобный в обращении вес — всего 7,5 кг
- Индикатор заряда батареи для легкого контроля
- Универсальность с 5 скоростями вперед и 3 скоростями назад
- Максимальная грузоподъемность лодки 1150 кг
- Функция «Наклон головы» для дополнительного удобства
- Бесшумная работа, идеальная для рыбалки
- Проверенное качество и мастерство CONDOR
Недостатки:
- Не обнаружены
HANGKAI ET65L
Система управления мотором, известная как «румпель», расширяет ваши возможности по управлению и направлению лодки без особых усилий. Этот интуитивно понятный механизм управления добавляет дополнительный уровень удобства, позволяя как новичкам, так и опытным лодочникам с легкостью управлять мотором.
Средняя цена: 22 475 руб.
Мотор лодочный электрический ET65L HANGKAI 12V 65LBS Достоинства:
- Эффективная тяга.
- Универсальное управление скоростью.
- Максимальная скорость.
- Интуитивно понятная система управления.
- Много положительных отзывов.
Недостатки:
- Аккумулятор в комплект не входит.
- Вес.
Haswing Protruar 1.0
В основе Protruar 1.0 лежит система плавного регулирования скорости, позволяющая не только плавно изменять скорость лодки, но и оптимально использовать емкость аккумулятора. Заметна корреляция энергопотребления со скоростью и нагрузкой, что обеспечивает эффективное путешествие по воде. Практические испытания показали, что фактическое потребление тока составляет 30-35 А, превышая заявленные максимальные 50 А, особенно во время скоростного движения на небольших лодках.
Средняя цена: 39 550 руб.
Лодочный электромотор Haswing Protruar 1.0 Достоинства:
- Компактные размеры и малый вес.
- Экономичное потребление энергии.
- Высокий КПД бесщеточных двигателей (около 90 %).
- Постоянная мощность в обоих направлениях вращения.
- Высокий крутящий момент на любой скорости.
- Высокая надежность.
Недостатки:
- Завышенная, по мнению потенциальных покупателей, стоимость.
Лучшие электрические лодочные моторы в премиальном сегменте (от 50 тыс. рублей)
Haswing Comax 55 lbs
Comax может похвастаться системой плавного регулирования скорости (PWM), которая обеспечивает точное управление мощностью, идеально подходящее для троллинга на оптимальных скоростях. Кроме того, он оснащен светодиодным индикатором уровня заряда аккумулятора, что позволит вам быть в курсе состояния питания во время ваших водных приключений.
Средняя цена: 55 850 руб.
Лодочный электромотор Haswing Comax 55 lbs Достоинства:
- Светодиодный дискретный индикатор заряда батареи
- Складной телескопический румпель для большей портативности
- Плавная регулировка скорости гребного винта без реверса
- Регулируемая глубина гребного винта и угол наклона (трим)
- Гидравлическая система для регулировки глубины гребного винта
- Трехлопастной гребной винт, не дающий запутаться в воде
- Подходит как для соленой, так и для пресной воды
- Компактный дизайн с ручкой для переноски
Недостатки:
- Не обнаружены
Minn Kota ENDURA 45 C2
Лодочный мотор Minn Kota ENDURA 45 C2 — это свидетельство непревзойденной маневренности и абсолютной тишины на воде. Признанные лучшими на рынке, лодочные моторы Minn Kota постоянно поднимают планку инноваций, оставляя конкурентов в попытках подражать своим предыдущим моделям.
Средняя цена: 76 785 руб.
Лодочный электромотор Minn Kota ENDURA 45 C2 Достоинства:
- Компания Minn Kota внедряет в конструкцию своих лодочных моторов передовые технологии.
- Лодочные моторы Minn Kota собираются в США и поставляются с оригинальными гарантийными сертификатами на русском языке, что гарантирует их подлинность.
- Лодочные моторы Minn Kota Endura считаются одними из лучших в мире для троллинга и подходят для широкого спектра плавсредств — от надувных лодок до крупных судов.
- Бесшумная работа.
- Модель оснащена встроенным индикатором заряда аккумулятора. Благодаря обновленному дизайну и более мощной обмотке эта модель обеспечивает длительный срок службы аккумулятора и минимальный нагрев во время работы.
Недостатки:
- Цена.
- Малая мощность для больших лодок.
Tohatsu M9.8B S
Tohatsu M9.8B S — это звездный представитель точного инженерного искусства в сфере двухтактных подвесных моторов. Созданная на основе надежных и отточенных технологий, эта модель отличается исключительной надежностью и удобством в эксплуатации, что делает ее лучшим выбором для любителей лодочного спорта.
Средняя цена: 197 905 руб.
Лодочный мотор Tohatsu M9.8B S Достоинства:
- Цифровая система зажигания (CD).
- Встроенный термостат стабилизирует температуру двигателя во время работы.
- Конструкция двигателя из прочного алюминиевого сплава гарантирует длительную эксплуатацию без коррозии.
- Страховочный трос и защита трансмиссии.
- Много положительных отзывов.
Недостатки:
- Завышенная, по мнению потенциальных покупателей, цена.
При выборе лодочного мотора необходимо помнить о том, что существует несколько типов устройств, отличающихся своей особой конфигурацией, которые могут быть не состоянии эффективно применяться для эксплуатации на всех лодках. Для каждого вида судна созданы специальные типосовместимые двигатели, которые обеспечат правильную работу винтов и надежные условия для эксплуатации лодки вместе с силовым аппаратом.